Во время президентской кампании кандидат Дональд Трамп пообещал в свой первый рабочий день обозначить Китай валютным манипулятором, несмотря на то, что ведущие экономисты считают, что в настоящее время Китай перестал заниматься этой практикой. Более того Трамп пообещал сократить торговый дефицит с Китаем. После встречи с президентом/ генеральным секретарем ЦК КП КНР Си Цзиньпинем в апреле, президент Трамп сменил гнев на милость и сказал в интервью газете The Wall Street Journal, что «они не валютные манипуляторы». Трамп впоследствии написал в твиттере по поводу изменения своей позиции по Китаю: “Зачем мне называть Китай валютным манипулятором когда они работают с нами по северокорейской проблеме? Посмотрим, что будет!”. Торговый дефицит с Китаем вырос за 2017 год по сравнению с показателями 2016 года, последним годом президентства Барака Обамы. Согласно данным китайской таможни, из-за растущего спроса Американской экономики, торговый дисбаланс США с Китаем увеличился на 10% до 275,8 млрд долларов в 2017 году.
Это рекорд последних пяти десятилетий и является самым большим дефицитом торгового баланса США с любым другим торговым партнёром. Для сравнения, общий цифры торгового баланса с другими странами у Китая сократился на 17% из-за цен на нефть, железной руды и других товаров закупаемых Китаем из таких стран, как Россия, Австралия и Саудовская Аравия.
Политика Китая значительно изменилась при Си Цзиньпине. Если отношениe с Китайским политбюро у его предшественника, Ху Цзиньтао выстраивалось как совместное коллективное руководство. То Си Цзиньпинь консолидировал власть в собственных руках и воспринимает политбюро больше как консультативный бюрократический элемент. Си Цзиньпиня можно заслуженно считать самым влиятельным китайским лидером после Мао. Его отец, Си Чжунсюнь был одним из соратников Мао, правда несколько раз репрессированным .
С приходом к власти Си Цзиньпиня, роль и значимость его отца в китайской революции естественно начинает увеличиваться пропорционально с консолидацией власти в стране самого Цзиньпиня . Как и предыдущие китайские лидеры Си получил инженерное образование в престижном пекинском Университетe Цинхуа. Си Цзиньпинь прагматик, создал ауру сильного анти-коррупционного лидера. Жители Китая сталкиваются с местной провинциальной коррупцией ежедневно, но исторически считалось, что она не затрагивает руководство коммунистической партии. Такой своеобразный китайский вариант “хороший царь и плохиe бояре”. Анти-коррупционная кампания при Си Цзиньпине показала обратное и в результате чего Си приобрёл народную популярность, что помогло ему консолидировать власть.
Общий консенсус среди руководства КНР о том, что старая экономическая модель зависящая от инфраструктуры, грязной тяжёлой промышленности исчерпала себя. При Цзиньпине уделяется много внимания потребительской экономике и инновационной деятельности, которая напрямую противоречит американским интересам.
Исторически экономическая модель Китая шла параллельнo с нашей и наши экономические модели дополняли и использовали друг друга. Теперь Китай переходит в область развития полупроводников, искусственного интеллекта и квантовых вычислений. Области, в именно которых задействованы американские национальные экономические интересы. К этому добавим индустриальный и оборонный шпионаж со стороны Китая. Например китайский беспилотник CH-4B как две капли воды похож на американский Reaper. Более того коммунистическая партия Китая собирается предпринимать необходимые жёсткие шаги для реорганизации своей экономики к 2021 году, в котором будет отмечаться столетие КП КНР.
У Китая всё больше появляется уверенность, в собственной экономической модели которую они стремятся экспортировать в страны третьего мира. Китайское общество достаточно динамичное и продолжает меняться и адаптироваться. Главный геополитический интерес Китая это стать гегемоном Восточной Азии. Чем больше Китай становятся зависимым от иностранной нефти, тем больше ему придётся уйти от своей нейтральной позиции по ряду международных вопросов.
Имеет ли Китай влияние на Северную Корею ? Безусловно имеет. Если Китай прекратит поставки нефти – то в течение недели Северная Корея останется без горючего. Если Китай остановит массовую продовольственную помощь, то Северную Корею ждёт гуманитарная катастрофа. Но в тоже время влияние Китая несколько ограничено. Китай проводил эксперименты по уменьшению поставок нефти, но как мы увидели Россия немедленно заполняла образованный пробел. Более того, Ким Чен Ун обезглавливает точки доступа Китая в Северную Корею. Расстрелянный дядя Кима был одним из главных посредников между странами. Китаю не нужна ядерная Северная Корея потому что это автоматически означает ядерную Южную Корею и Японию. В тоже время проблемы с Кимом отвлекает внимание мирового сообщества от Южно-Китайского моря, где у Китая свои территориальные интересы.
И здесь вернёмся к стратегии дипломатии президента Трампа. В течении последних 20 лет отношения между США и Китаем решались дипломатической бюрократической машиной и соответствующими механизмами с каждой стороны. Если судить по решению ситуации во время инцидента около острова Хайнань в 2001 году. Когда произошло воздушное столкновение американского самолёта-разведчика с китайским истребителем или по случайной бомбёжке Китайского посольства в Белграде в 1999 году – то дипломатическая машина между двумя странами работает вполне успешно. Даже в очень щепетильных вопросах. Трамп же считает, что может проводить переговоры и выстраивать дипломатические отношения как CEO компании и без участия дипломатического корпуса. Может быть такой подход и работает в мире бизнеса, но у дипломатии свои законы и своя динамика. Да и сам Американский Госдепартамент переживает при Трампе не лучшие времена и ведущие дипломаты страны находятся в состоянии бунта в связи с урезанием бюджета и уменьшением роли в администрации.
Может ли Трамп оказать экономическое влияние на Китай для того, чтобы добиться позитивного для Америки результата в противостоянии с Северной Кореей? Я думаю, что нет. Экономические рычаги давления на Китай приведут к торговой войне между двумя странами в которой проигравшими окажутся обе стороны. Администрация Трампа может ввести штрафы на импорт китайских товаров, таких как сталь, алюминий, стиральные машины, солнечные панели.
На закрытых встречах с американскими официальными лицами и руководителями американских предприятий, китайские чиновники угрожали ответными действиями в отношении США в случае любого экономического давления на их страну. Они призывали американские компании, работающие в Китае, предупредить Вашингтон о негативных последствиях принятии таких мер, говорит Линглинг Вей в газете Wall Street Journal.
Одна из возможных ответных мер со стороны Китая является импорт соевых бобов из США. В Китае существует высокий спрос на соевые бобы, используемые для кормления свиней в крупномасштабных фермах. В этом случае под удар попадут американские фермеры.
«Экономика США, вероятно, продолжит восстанавливаться в этом году, поэтому в 2018 торговый дисбаланс США с Китаем не будет сильно сокращаться», – сказал Мэй Синью, исследователь центра при Министерстве торговли Китая
В любом случае, судя по последней волне критики направленной в адрес Китая в твитере президента, трамповская дипломатия с Китаем на данный момент потерпелa сокрушительное фиаско.
Leave a Reply
Your email address will not be published. Required fields are marked (required)
You must be logged in to post a comment.