Политика Ангелы Меркель

365 Views No Comment

В связи с последними событиями, всё громче раздаётся критика в адрес канцлера Ангелы Меркель и самой Германии. Безусловно, в некоторых вопросах эта критика справедлива. В тоже время, я ни разу не видел, чтобы критики сопровождали свои комментарии историческим и геополитическим контекстом.

С середины 20-го века в политическом спектре Германии существует блок, который придерживается мнения о необходимости сближения с СССР/Россией. Это направление получило название “Ostpolitik” (Восточная политика). Для справки, немецкая neue ostpolitik (новaя восточная политика) или сокращённо – Ostpolitik, это политика нормализации отношений между Федеративной Республикой Германией и Восточной Европой, в частности Германской Демократической Республикой. Эгон Бар принимал участие в создании этой политики – “Изменения путём сближения”. Начиная с 1969 года, политика начала реализацию с правления четвёртого канцлера ФРГ Вилли Брандта.

Вилли Брандт

Вилли Брандт

Поначалу, это сближение было в рамках ГДР, но теперь относится исключительно к России. У Ostpolitik имеется два обоснования, источник и общий вывод. Источник – это Вторая Мировая война, вывод – сближение с Россией. Первое обоснование: предотвратить повторение самой кровопролитной войны в истории человечества, необходимо создать тесные экономические связи между Россией и Германией. Иными словами, чем крепче экономические связи Германии и России, тем это выгоднее для обеих стран и тем меньше шансов повторения военного конфликта. Второе обоснование: немецкая моральная ответственность перед Россией за содеянные зверства во время Второй Мировой войны.

Второе обоснование гораздо более спорное, ведь граждане Украины и Беларуси абсолютно справедливо возразят, что большинство сражений на Восточном фронте происходило на их территориях, которые были полностью оккупированы германскими войсками. Поэтому моральная ответственность немцев должна распространяться не только на Россию. Безусловно, я полностью разделяю и поддерживаю негодование в отношении однобокости и исторической слепоты немецкой позиции. К сожалению, имеем то, что имеем, и надо отталкиваться от этого.

Типичный представитель Ostpolitik – это Герхард Шрёдер, создавший тесные экономические связи с Россией и изрядно заработавший на этом. Деньги Газпрома не пахнут. Здесь мы постепенно дошли до газа.

Немецкая энергетическая политика не оставляет много места для манёвра. Немцы отказались от загрязняющей окружающую среду угольной промышленности. “Чистого угля” нет, несмотря на все доводы американского президента. Из-за жёсткого регулирования добыча сланцевого газа в Германии практически невозможна. Немцы считают, что методика его добычи наносит вред природе и грунтовым водам. Нельзя сказать, что эта позиция не имеет основания. Авария на Чернобыльской АЭС поставила под вопрос и будущее ядерной энергетики. Как в Германии, так и Европе. Остаётся только газ.

Самый экономически выгодный для Германии поставщик газа – это Россия. Нравится нам это или нет, но на сегодняшний день это данность. Объём поставок сжиженного газа не может полностью заменить уровень поставок российского. Более того, сжиженный газ, на данный момент, не может конкурировать по цене с российским. Что может сделать Меркель? Она конечно может поставить экономику Германии под удар, отойдя от российской газовой иглы. Что случится в этом случае? Цены на газ для немецкого обывателя взлетят. Дальше произойдут весьма прогнозируемые события.Gerhard-Schroeder

В этом случае, политические очки заработают представители Ostpolitik. Вместо Меркель канцлером Германии станет кто-нибудь вроде Шрёдера. Поэтому всем критикам Ангелы Меркель необходимо задать прагматический вопрос: Кто лучше – хоть и закупающая российский газ Меркель, но оказывающее санкционные давление на Россию или представитель Ostpolitik, также закупающий российский газ, но и защищающий интересы Путина в ЕС? На данный момент, третьего варианта – нет. Лично мой выбор: “не идеальная Меркель” лучше, чем “идеальный” для России образный Шрёдер.

Необходимо смотреть на строительство нового газопровода через призму немецкой политики. На Меркель давят со стороны немецкого бизнеса. Реализация проекта не только выгодна немецким компаниям, но и обычным обывателям, уставшим быть заложниками в российских газовых войнах транзита через территорию Украины. Несмотря на всё моё крайне отталкивающее отношение к этому проекту, в первую очередь из-за того, что он негативно скажется на Украине – у Меркель очень мало места для манёвра. stream

Несмотря на всё это, Меркель принимает меры для смягчения зависимости от российского газа. Германия закупает его и у Нидерландов, и у Норвегии. Если мы хотим ещё больше помочь Германии, необходимо проводить технологические разработки, чтобы сделать сжиженный газ финансово выгодной альтернативой. Я не уверен, что на данный момент это происходит.

К тому же, критика Меркель со стороны американского президента достаточна лицемерна. США закрывают глаза на идеологическое противостояние с Венесуэлой и продолжают закупать у неё нефть. Подавляющее большинство террористов 11-го сентября были гражданами Саудовской Аравии, но мы продолжаем сидеть на Саудовской нефтяной игле. Почему мы это делаем? Потому что нам это финансово выгодно. В тоже время, мы критикуем Меркель за такой же подход.

Мне не нравится немецкая зависимость от российского газа, также как не нравится и американская зависимость от арабской нефти. Но всё же необходимо разделять мух от котлет. К сожалению, президент Трамп не способен определять приоритеты

Автор: Евгений Линецкий
Редактор: Леонид Аптекарь

About the author

Related Articles

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked (required)

Видео-канал