“The actions of the junior Senator from Wisconsin have caused alarm and dismay amongst our allies abroad, and given considerable comfort to our enemies. And whose fault is that? Not really his. He didn’t create this situation of fear; he merely exploited it — and rather successfully. Cassius was right. ‘The fault, dear Brutus, is not in our stars, but in ourselves.’ Good night, and good luck.” – Edward Murrow
Сенатор-республиканец Джозеф Маккарти прекрасно знал, что самое сильное политическое оружие, которое у него есть, – это страх. В данном случае, страх перед коммунизмом. Особенно если этот страх имел под собой реальную почву, ведь угроза советской агентурной деятельности в США была актуальной, согласно информации из секретного проекта “Венона” американской контрразведки. Но для Маккарти там было нечто больше чем страх. Для него, как для любого оппортуниста, был шанс заработать политический капитал. В какой-то мере, Маккарти был неоспоримым гением своего времени. Он мастерски умел создать сенсацию, основываясь на ложных обвинениях, теории заговора и неуважительном отношении к ведущим политическим фигурам. Маккарти умело играл на публику, использовал прессу в своих целях и всегда оставался в центре внимания. В этом и состояла вся суть его деятельности.
9-го февраля 1950 года произошёл метеорный взлёт Джозефа Маккарти на национальной арене. В небольшом городке Вилинг, что расположен в Западной Вирджинии, в “Клубе республиканских женщин”, в отеле “Маклюр” на углу Маркет и Двенадцатой улицы, Маккарти произнёс свою знаменитую речь, в которой он объявил, что Государственный Департамент “заражен коммунистами”. “Несмотря на то, что я не могу назвать все имена работников Госдепартамента, которые являются активными членами коммунистической партии и шпионской сети, у меня в руках список из 205 человек, членов коммунистической партии, о которых известно Госсекретарю, но которые продолжают работать и отвечать за проведение внешней политики в Госсдепартаменте”.
Число коммунистов у Маккарти всегда менялось.Он постоянно балансировал между гиперболой и откровенной неточностью. Как писал о нём Джордж Риди, репортёр и будущий помощник при президенте Джонсоне, “говорить с Джо было всё равно, что опускать руку в миску с манной кашей”.
Через несколько дней после этого обвинения три журналиста встретились с Маккарти в Милуоки, в китайском ресторане Moy Toy’s. “Джо, я не верю, что у вас есть хоть малейшее доказательство обвинений”, – сказал один из репортёров. “Послушайте мерзавцы”, – ответил Маккарти. “Я не собираюсь вам ничего доказывать. У меня есть достаточно дерьма, чтобы всех замазать. И я буду это использовать именно там, где мне это выгодно”.
Его поклонники обожали его драматический стиль. Маккарти прекрасно понимал, что пресса нужна ему, а он нужен прессе. Радио и телевидение увеличивали его влияние. Он создал театральную ауру вокруг собственной персоны. С интригой, драматизмом и неожиданными поворотами он манипулировал прессой словно опытный кукловод, дёргающий за нити своих кукол. На глазах у всех американцев Маккарти дирижировал захватывающим политическим спектаклем, в котором сам он играл центральную роль. Маккарти знал как работают журналисты и мастерски это использовал. Он знал, что все печатные издания должны иметь главную новость к 11 часам утра. Эта новость станет заголовком на первой странице в выпуске газеты, которая выйдет в три часа дня. Маккарти стал созывать утренние пресс-конференции, на которых объявлял о послеобеденной пресс-конференции. То есть, он устраивал две пресс-конференции в день. Утром он делал сенсационные заявления, заставляя журналистов писать заголовки, которые молнией распространялись по всей территории страны. Трёхчасовые газеты пестрили сообщениями: “Новое сенсационное открытие Сенатора Маккарти”.
Позже, на обещанной послеобеденной пресс-конференции, Маккарти зачастую говорил, что он был не совсем готов, и ему необходимо получить важные документы или что неуловимый свидетель отказывается давать нужные показания. Утренние газеты на следующий день докладывали, что сенатор Маккарти находится в поиске таинственного свидетеля. Таким образом, весь новостной цикл был отдан единственной персоне – сенатору Джозефу Маккарти. Журналисты спешили на утреннюю пресс-конференцию за сенсационным заголовком и, как собаки Павлова, реагировали на каждую новую сенсацию. Массовые коммуникации позволили держать зрителя в постоянном состоянии политической мобилизации. Маккарти инстинктивно понимал способы и методику манипуляции средствами информации.
30 марта 1950 года, во время пресс-конференции в Ки-Вэст, президент Трумен сказал: “Я считаю, что своими действиями сенатор Маккарти прекрасно подыгрывает Кремлю”. Легендарный телеведущий Эдвард Марроу говорил:”Мы не должны путать несогласие с нелояльностью”. Тем не менее, миллионы американцев одобряли действия Маккарти, независимо от того, что элиты думали о нём и о них самих.
Телевидение предоставило ему возможность попасть в каждый американский дом. В период маккартизма число телевизоров увеличилось в пять раз, с 5 миллионов в 1950 году до 26 миллионов в 1954 году. Для Маккарти телевидение давало почти неограниченную возможность доминировать в общественном сознании. Для него театральность была важнее содержания. Маккарти говорил: “Толпа не запомнит, что мы говорим, не вспомнит нашу логику, здравый смысл или факты. Всё, что люди запомнят, – это впечатления и собственные ощущения”.
Охотясь за сенсационными заголовками, Маккарти использовал тот факт, что журналистская этика того времени заключалась в передаче содержания и цитировании, а не в проверке правильности информации. Один журналист той эпохи говорил: “Я знал, что Маккарти демагог, но я не мог посередине цитаты написать, что он лжёт”. Уолтер Липпман, писатель, журналист, двукратный лауреат пулитцеровской премии, говорил: “Обвинения Маккарти – это новость, которую нельзя игнорировать. Он – сенатор Соединённых Штатов. Когда он обвиняет Государственный департамент – это новость, которую мы должны освещать”.
Маккарти ненавидел, когда газеты негативно освещали его деятельность. В этом случае, он нападал и только нападал. Нападал на отдельных журналистов, нападал на целые публикации и издания. Особенно он ненавидел издание “Милуоки Джоурнэл”. “Имейте в виду, что, когда вы отправляете деньги в Джоурнэл, вы вносите свой вклад в распространение пропагандистской линии коммунистической партии во все дома Висконсина”, – говорил Маккарти аудитории. Он был убеждён, что если показать, что газета недружелюбна к нему, то можно ослабить напор её критики.
Республиканцы боялись Маккарти как огня. Волна страха захватила Вашингтон, Его популярность затмила собой всю партию. Противостоять сенатору – означало подписать себе смертный приговор. Это дошло до того, что некоторые из сенаторов перестали встречаться с людьми, которых Маккарти не одобрял.
Но были и исключения. Единственный республиканец, который не испугался в открытую пойти против популярного сенатора, была женщина. Великая женщина. Сенатор Маргарет Чейс Смит, из штата Мэн.
Она столкнулась с Маккарти в сенатском метро (подземная железная дорога, которая связывает Капитолий и четыре других здания, в которых размещаются Сенат США и Палата представителей США). “Маргарет, вы выглядите очень серьезно. Вы собираетесь сделать заявление?”, – спросил он. “Да, и вам не понравятся мои слова”, – без колебаний ответила ему Смит. Результатом стало самое незабываемое выступление в карьере Маргарет Смит – “Декларация совести”. В этой речи она обратилась к своим однопартийцам-республиканцам и убеждала их не гнаться за политической победой, сидя на четырёх всадниках бесчестия, – страхе, невежестве, фанатизме и клевете. Её заявление было подписано только шестью республиканскими сенаторами. Маккарти обозвал своих критиков “Белоснежкой и шестью гномами”.
Крах Маккарти произошёл во время слушаний в Сенате по расследованию обвинений, предъявленных сенатором представителям вооружённых сил США. Маккарти наконец зашёл слишком далеко, осуждая лояльность армейского адвоката Джозефа Уэлча, который произнёс свою знаменитую фразу: “До этого момента, сенатор, я никогда не оценивал вашу жестокость и ваше безрассудство. Мне даже и не снилось, что вы сможете быть настолько жестоким… Вы сделали достаточно. Неужели вы потеряли всё чувство порядочности, сэр? У вас осталось чувство порядочности?”
Газеты начали всё больше и больше критиковать Маккарти. Телевизионная аудитория стала свидетелем крайне неэтичной тактики сенатора из Висконсина. В опросах Гэллапа с января 1954 года рейтинг одобрения его действий составлял 50%, и только 29% их оценивал крайне неодобрительно. К июню только 34% одобряли и 45% – относились негативно и отвергали его методы. 2 декабря 1954 года Сенат проголосовал 67-22 за вынос осуждения сенатору. Его влияние было искоренено. После сенатского осуждения, сенатор Маккарти продолжал свою антикоммунистическую ораторскую деятельность, часто выступая в практически пустой палате Сената. Свою потерю популярности, Маккарти заменял чрезмерным употреблением алкоголя. Он умер от гепатита 2 мая 1957 года.
Автор: Евгений Линецкий
Редактор: Леонид Аптекарь
Leave a Reply
Your email address will not be published. Required fields are marked (required)
You must be logged in to post a comment.