Эпоха Трампа: угрозы и надежды

145 Views No Comment

Американскому обществу предстоит колоссальная проверка на прочность.

Сегодня новоизбранный президент США вступил в свою должность, но никогда, похоже, это событие не вызывало такое волнение во всем мире. В самом деле, Дональд Трамп еще не успел заступить на свой пост, а уже нанес стране и миру немало вреда, последствия которого мы, возможно, еще не осознали в полной мере.

Прежде всего, следует отметить предельное разделение американской нации. Постоянные нападки избранного президента сначала на представителей различных меньшинств, а затем на свободную прессу и собственные разведслужбы, а также на отдельных критиков Трампа, обладающих большим авторитетом в американском обществе, не позволили снизить уровень негатива и неприятия нового президента его противниками. Американцы не привыкли жить под постоянным прессингом оскорблений и угроз, поэтому каждая подобная выходка будущего главы Белого дома неизменно рождает противодействие ей в информационном пространстве. Когда же Трамп в своем рождественском твите назвал своих оппонентов врагами, это и вовсе шокировало оппозицию. Никогда еще человек, занимающий такой пост, не позволял себе именовать врагами собственных граждан. И на этом фоне прославлять реальных, геополитических врагов своей страны.

Как следствие, всего за полгода – с тех пор, как Трамп стал официальным кандидатом в президенты от республиканской партии, – произошло размытие базовых ценностей американского общества. Ценности уважения личности, прав человека, достоинства, репутации, свободы, международного права и правды как таковой существенно пошатнулись. Поклонники Трампа с пугающим фанатизмом не обращают никакого внимания на его откровенную ложь, постоянно противоречащие друг другу заявления, безответственные обещания, некомпетентность и пугающую агрессивность. В общем, американцам довелось в полной мере прочувствовать, что такое эра “постправды” – когда, как описали ее составители Оксфордского словаря, объективные факты менее важны для формирования общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям.

Как ранее произошло и в России, правда стала терять свою ценность, и каждый предпочитает верить в удобную для себя реальность, называя все, что ей противоречит, «пропагандой конкурентов» и не удосуживаясь проверкой фактов. На этом фоне у Трампа всегда есть преимущество перед его критиками, поскольку в своих утверждениях он не ограничивает себя рамками приличий или нормами объективности, тогда как его критики все еще пытаются следовать правилам и этическим канонам. В случае же, когда они тоже идут на нарушение стандартов, как это было, в частности, с публикацией 35-страничного непроверенного досье, это в очередной раз подрывает веру в самоценность истины, представляя беспокойство о национальной безопасности США лишь политической игрой и конъюнктурной «войной компроматов».

Помимо собственной лжи, Дональд Трамп немало сделал и для популяризации в американском обществе российской пропаганды, в том числе и той ее части, которая непосредственно касается русско-украинской войны. Постоянное же восхищение Владимиром Путиным в итоге привело к тому, что рейтинг последнего, согласно социологическим данным, предельно возрос в Республиканской партии (а очеь многие рядовые американцы официально состоят в партиях) именно за минувший год. Если верить графику, то взлет популярности российского лидера наблюдается в период с июля по ноябрь 2016 года и дальше, то есть именно тогда, когда Трамп активнее всего взялся пиарить «друга Владимира».

Огромный урон также был нанесен американскому разведсообществу, и в частности, ЦРУ. Открытая поддержка Владимира Путина, некритичное его цитирование, выгораживание и превозношение в сочетании с откровенным издевательством над выводами собственной разведки; сравнение разведсообщества со спецслужбами нацистской Германии уже было расценено многими американскими экспертами как прямая угроза национальной безопасности. Тем временем Россия, еще не дождавшись президентства Трампа, но явно рассчитывая на него, уже начала дестабилизацию на Балканах, что может грозить новой войной в регионе. Намного агрессивнее поведение Москвы стало и на постсоветском пространстве, в частности, в отношении Беларуси.

При этом речь идет не только о международной безопасности и защите США «на внешних рубежах», то есть собственно о разведке. Америка действительно теряет союзников за рубежом – тех, кто верил в ее ценности, и кому были важны именно они. Жители постсоветского пространства, слишком хорошо знакомые с таким видом зла, как культ беспринципности, лжи и грубой силы в сочетании с унижением противников, безошибочно опознают схожие тенденции в США. «Америка при президенте Трампе – больше не союзник свободного мира, это союзник диктаторов», – заявил мне в одном из своих интервью российский оппозиционный политик Владимир Милов.

Не менее трудно становится объяснить и думающим американцам, чем их страна теперь лучше России. Уже не раз мне доводилось слышать здесь, в США, что в случае сравнения двух зол Путин, по крайней мере, сдержанней, умнее и хитрее Трампа. В самом деле, российский лидер выгодно отличается от своего американского коллеги тем, что ведет себя утонченнее, не склонен к истерикам, профессиональнее лжет и обладает хотя бы некоторым «чекистским шармом». Этого нельзя сказать о новом лидере США, чей тип брутальности органически отталкивает от себя интеллигенцию.

Добавляет опасности в ситуацию и личный пример Дональда Трампа и его ближайшего окружения. Так, недавно получила официальное подтверждение информация о том, что генерал Майкл Флинн, который должен стать советником по национальной безопасности Трампа, находился в постоянном контакте с послом России в США в последние недели. В такой ситуации неизбежно появляются люди, задающиеся вопросом: если президенту можно преклоняться перед российским лидером в период максимального противостояния двух стран, а его помощники постоянно пребывают в российском посольстве, то почему им нельзя делать то же самое?

Словом, формула «Путин смотрится выигрышнее Трампа» (утверждение, на которое в самом деле трудно что-либо возразить) одинаково влияет как на сторонников избранного президента США, так и на его противников. Это, безусловно, создает некоторые риски не только во внешней политике, но и внутри США.

Однако при всех существующих опасностях и уже проявившихся негативных сторонах будущего президентства Трампа хочется отметить скептикам и особенно любителям «ставить на победителя», что Америка – это все-таки не Россия, и она до сих пор сохраняет некоторые существенные отличия от уже сложившихся диктатур:

  1. В американской системе все-таки давно и успешно действуют институты как разделения властей, так и гражданского общества. Да, в данный момент они находятся под угрозой, однако не стоит думать, что их можно будет уничтожить так легко. Даже в России, где почти не существовало демократических традиций, для установления жесткой формы авторитаризма понадобилось более десяти лет. В США же уровень противостояния системы выше, а рядовые граждане более склонны бороться за свои права.
  2. Помимо институтов, система обладает также высокой степенью инертности, притом это равно касается как ее внешней, так и внутренней политики. Изменения «наверху» вряд ли быстро смогут дойти до низшего уровня – к огорчению всех желающих повторить «подвиг» Майкла Флинна.
  3. Трамп в любом случае не вечен, а помимо выбора из двух зол в этом мире все еще сохранились как положительные ценности, так и люди, выступающие их носителями. К сожалению, никому из этих людей пока не удалось стать ярким политическим лидером, однако это не значит, что подобных лидеров не появится в будущем. Публицист и аналитик Лилия Шевцова справедливо отмечала, что «кризис – это всегда не только проявление болезни, но и возможность выздоровления», а значит, «есть надежда на появление нового поколения элиты, способной возвратить западную цивилизацию к его исконным принципам».

Добавим и то, что любая вера в какие-либо ценности и принципы требует в первую очередь верности – качества, которое проявляется не в победах, а именно в поражениях. Сейчас мы вступили в период, когда и американское общество, и старая Европа, и новые европейские демократии проходят колоссальную проверку на прочность. Однако не стоит сдаваться раньше времени.

Ксения Кириллова, ТСН

About the author

Related Articles

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked (required)

Видео-канал