Чуть больше 5 лет назад, я написал на “Эхе Москвы” заметку “МММ в хорошем смысле” echo.msk.ru/blog/spikeyapples/850167-echo/ . И вот сегодня, когда президентом Франции избран Эманюэль Макрон, канцлером Германии является и скорее всего будет переизбрана Ангела Меркель, а премьером Великобритании тоже является и тоже вероятно останется Тереза Мэй, можно видимо говорить об “МММ 2.0”: тройке лидеров ведущих европейских держав, которым на ближайшие годы предстоит определять судьбы и Европы–как континента, так и политического образнования под названием “Европейский союз”, так и, вероятно, многих других регионов. Возможно даже, всего мира.
Надежду на более-менее цельную линию поведения Европы в период со-лидерства этих фигур даёт то, что у них более-менее схожие взгляды на почти все базовые вопросы. Евроинтеграция (здесь “выпадает” Мэй, которая хотя сама и была против “Брекзита”, но взялась в итоге его осуществлять, да и то неизвестно к чему эта затея в итоге приведёт: экономические риски налицо, энтузиазм сторонников разрыва с ЕС явно поутих, в массе частей страны, от то грезящей независимостью Шотландии до самоий столицы, Лондона, есть центробежные настроения и просто массовое недовольство исходом прошлогоднего референдума ак что я бы не удивлялся если “мать” Тереза в итоге “передумает” и Соединённое Королевство в итоге из Евросоюза так и не выйдет), подходы к иммиграции, борьбе с террором, аспекты экономической политики(умеренное сокращение расходов, попытки ослабить регуляции на работу бизнеса и т.д., что тоже нестранно, так как Макрон по профессии банкир, а Мэй и Меркель представительницы правоцентристского политического лагеря, традиционно к бизнесу благосклонного), отношение к поведению российских властей во вне и внутри их страны, и как следствие к сакнциям в адрес этих российских властей; к судьбе и правам меньшинств, даже при необходимости понимания и уважения прав большинства и попытке восстановить этого большинства самоидентификацию и национальный дух–по всем этим пунктам “три европейских М” почти идентичны. А значит, можно надеяться на по крайней мере временную стабилизацию европейских дел. И даже, возможно, на более активное и уверенное поведение Европы на мировой арене.
Конечно, впереди Европе предстоят огромные испытания. Противники всех мастей, от исламских террористов до амбициозных российских автократов, и их местных симпатизантов а порой и открытых содержанок, не преминут использовать любую оплошность, неудачу, трагедию и т.д. для резкой критики, а то и шельмования европейских лидеров и их политики. К следующему “промежуточному” финишу в виде новых выборов та же Франция придёт через 5 лет, а до того будут местные и парламентские выборы, в частности уже в этом июне. Непростыми могут выдаться и отношения с нынешней администрацией США, особенно если учесть что она сама, похиже, ещё себя толком не нашла и не определила чётко своё место на мировой карте, так что с ней пока порой трудно и собственным гражданам, и–что жаль–союзникам, и–что гораздо лучше–противникам. Однако пока, судя по всему, шероховатости новому Белому дому в отношениях с партнёрами удалось сгладить. Так что и слишком большой тревоги тут пожалуй испытывать не стоит.
Главное, что на ближайшее время Европа, похоже, со своим курсом определилась. Удастся ли его выдержать, будет зависеть от профессионализма, таланта, класса её лидеров, и прежде всего вышеозначенных “трёх М”, а также в немалой мере и от обстоятельств, которые последние годы свободный мир не очень жаловали. Особенно обстоятельства экономические, а также “силовые”. А обстоятельства, как известно, порою сильнее даже самых талантливых людей–это вам любой Наполеон скажет.
Окажутся ли “европейские МММ” политическими напёрсточниками, обдирающими до нитки трудящихся своих стран под сладкие звуки дудки Ротшильда–как то утверждают некоторые восновном “антисистемные” и “антимейстримные” комментаторы? Или же эти “три М” сумеют придать более положительную репутацию своей аббревиатуре, чем печально известная российская инвестиционная форма 1990х, и выполняют ли они свою миссию успешнее тех “первых” трёх М, о которых я писал 5 лет назад? Покажет время. Хочется надеяться, что на первый вопрос ответ будет отрицательный, а на второй–положительный. А пока, за работу, товарищи Макрон, Мэй и Меркель!
Leave a Reply
Your email address will not be published. Required fields are marked (required)
You must be logged in to post a comment.