Павлик Морозов American style

140 Views No Comment

pavliq

 

Любопытная история произошла в штате Массачусеттс, в городе Лоренс. 11-летний мальчик «настучал» на собственного отца, оказавшегося, судя по всему, наркоторговцем http://www.dailymail.co.uk/news/article-4523302/11-year-old-boy-drugs-dad-s-room-called-911.html Ситуация эта у каждого выросшего в Советском Союзе человека вероятно вызовет тут же ассоциацию с историей Павлика Морозова, которую все мы изучали в школе. Как же нам отнестить к подобной истории?

Конечно, тут можно за многое «зацепиться»: к примеру, отец Павлика был, в принципе, нормальным, работящим фермером(«кулаком»), просто не желавшим сдавать за бесценок выращенное собственными руками и руками связанных с ним людей продовольствие, по требованию нелегитимного режима, проводившего над его страной экстремальный и как показала история, жестокий и неудачный эксперимент–тогда как Ямиль Меркадо, «герой» американской истории, оперировал внутри демократического, гораздо более справедливо и гуманно устроенного общества, причём оперировал бесспорно криминальными вещами. Тем не менее, ситуация дилеммы выбора между ощущением необходимости совершения правильного или кажущегося правильным поступка, и верностью собственной семье, общине, вере и т.д., в принципе выходит за рамки конкретных обстоятельств.

Проблема сочетания верности традиции и порядкам внутри своего круга, и жизни по правилам более широкого общества, появляется в разные времена у самых разных людей, в самых разных ситуациях. Что делать, к примеру, если тебе, американскому католику, Ватикан году в 1930м объявляет, что первым делом настоящий верующий должен быть верен Святому Престолу, а уже потом–стране проживания и её законам? А если твой отец, один из двух самых близких людей которые могут быть у человека–преступник, или считается таковым по законам этого самого «широкого» общества? Поддержите, одобрите ли вы ребёнка, сдавшего родителя в такой ситуации? А если, как в рассказе Проспера Мериме «Маттео Фальконе», причиной вроде бы правильного поступка стала падкость на материальные выгоды?

Очень неплохо ситуация подбного рода описана и в американском телефильме 2001 года «Снег в Августе» http://www.imdb.com/title/tt0262776/ В нём мальчик из ирландской общины Нью-Йорка становится свидетелем избиения еврея-лавочника членами этнической ирландской банды; сходится с раввином-беженцем из Чехословакии, в котором даже видит замену собственному отцу; испытывает неприятности и осуждение родных, соплеменников и единоверцев, но находит в себе силы ради правды перешагнуть через устои. Правда, ему немало помогает чисто сказочный аспект фильма–переданный раввином секрет вызывания к жизни Голема, бессловесного глиняного гуманоида, наказывающего негодяев; но мне особенно запомнилась одна из финальных фраз фильма, в которой мальчик-главный герой говорит главарйй банды: «Я на тебя не стучал, но надо было».

Недоверие к официальным властям, в которых даже беженцы из казалось бы однозначно более ущербных и отсталых мест и стран часто видят не защитников и помощников, а врагов–проблема, знакомая многим. Причём, она не полностью исчезает даже когда гетто рассасывается и выходцы из него образцово преуспевают в новой среде. Среди «наших» людей в той же Америке, в частности, тоже бытует порою весьма негативное отношение к официальным структурам–полиции, другим силам правопорядка, выборным лицам, прессе и т.д. Хотя, казалось бы, условия жизни, да и стартовый уровень благосостояния, образования и прочих факторов у «русских американцев» начала 21-го века, мягко говоря, повыше чем у ирландцев середины 21-го, или у тех же современных латинос.

Можно, при желании, ещё и придраться к такому странному факту в массачусетской истории, как то что сын наркоторгова и его 13-летний двоюродный бврат сделали неприятное открытие, роясь в вещах мистера Меркадо. Что им там было надо, для начала? Пока это неизвесто, и врядли будет. Возможно, как и в рассказе Мериме, причиной, приведшей к пресечению преступной деятельности и поимке самого преступника, стали изначально не самые благородные устремления. Но уж точно хочется верить, что 11-летний Меркадо-младший не кончит так, как Фортунато Фальконе. Всё-таки, по корыстным или благородным причинам оказывается помощь в борьбе с преступлениями, но сегодня за такую помощь убивать собственных детей не принято.

А что думаете об этом вы?

About the author

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked (required)

Видео-канал