Девять раз, почти после каждой казни, “скреплялось” сердце Фараона: сначала три раза Фараон сам “скреплял” себе сердце, потом это сделал Бог, далее это действие чередовалось. К чему все это? Почему Фараон скрепляя свое сердце не отпускал евреев? Зачем это нужно было Богу делать в четвертый раз? И чем отличаются первые три раза от остальных?
Думаю, что все не раз слышали, что Бог сотворил человека по образу и подобию своему. Понятно, что Бог никак не похож на старичка с бородой, который свесив ноги сидит на облачке, – любой антропоморфизм лишь метафора, так как Бог понятие абсолютно абстрактное. Поклонники трилогии “Матрикс” меня поймут (может о ней как нибудь отдельно напишу). В Книге Дварим (30:19), говорится “жизнь и смерть предложил я вам, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое”, отсюда можно заключить, что нам (людям) дается свобода выбора. Свобода выбора по сути своей является моральной природой человека, – индетерминизмом, – правом человека сделать выбор между “путем истинным” или жизнью следуя в первую очередь своим животным инстинктам. Бог наделил человека рационально мыслить, управлять миром, изменять и придавать форму предметам, – творить. Так можно охарактеризовать подобное, но все это лишь “как будто”, так как в конечном итоге все эти возможности всего лишь результат “желания Всевышнего”. Осознать, что “таково желание Всевышнего”, и является проявлением “свободы выбора”.
Возвращаясь к Фараону. Как любой лидер наделенный абсолютной властью, Фараон считал себя воплощением Бога на земле. И первые три раза “скрепляя” свое сердце, он тем самым выражал свое желание показать, кто управляет миром и решает судьбы людей. В четвертый уже сам Бог “скрепил” его сердце. Рамбам в “Мишне Тора. Законы Покаяния г. 6: 1 – 3” пишет, что “скрепив” сердце Фараона, Бог лишил его свободы выбора.
Существует принцип “мида ке негед мида”, – мера против меры. За то, что Фараон думал, что он является Богом и вправе решать судьбы людские был наказан следуя этому принципу. Если Бог является информацией и знанием одновременно, следовательно выбор не имеет смысла в Божественной природе, то лишение Свободы выбора Фараона, сделало его рабом созданной им же самим ситуации, которую исправить он уже не был в силах, став полностью зависимым от жертвой обстоятельств вокруг себя.
А Гут Шаббес.
Leave a Reply
Your email address will not be published. Required fields are marked (required)
You must be logged in to post a comment.